Вязьма - старинный русский городок!

Дата поездки: 31.07.2017

Это была наша не первая поездка в Вязьму. В свое путешествие в 2012 году в город Смоленск, мы свернули по указателю в сей град. Но неудачно…

Тогда впереди у нас была разбитая дорога, промзона и дождь. Но несмотря на разочарование от первого знакомства с городом, хотелось ещё раз в него вернуться. Мне так уж точно.

В этот раз погода не подвела. Хотя по дороге местами было несколько хмуро. В этот раз мы решили не ехать вслепую – подготовились задолго заранее: распечатали список основных достопримечательностей, нарисовали карту, проработали маршрут.

Начальной и конечной точкой нашей прогулки мы выбрали самый центр города Вязьмы – Советскую площадь.

Вязьма является древним русским городом, основанным в 1239 году. Много исторически значимых моментов было с тех пор у Вязьмы. В разные годы город переходил из одних рук в другие.

Подъезжаем к центру города. Я волновалась, что там не окажется парковки. Но мои переживания были напрасны. Наверно это ещё одна причина, по которой я люблю небольшие города.

Погода в конец разгулялась, словно приглашая нас на прогулку по городу.

Выйдя из автомобиля, я заметила небольшую собачку, явно желающую познакомиться поближе. На знакомстве псина не остановилась и решила сопроводить нас на прогулке. То забегая вперёд, то чуть отставая, но снова догоняя нас, она прошла с нами некоторую часть пути. В конце концов, я даже привыкла к её присутствию рядом. Но дойдя с нами до очередного перекрёстка, она потерялась среди людей и машин, примкнула к кому-то ещё. Сделать фото нашего попутчика (хотя скорее всего это была девочка) нам так и не удалось.

Я немного отвлеклась от своего рассказа о городе Вязьма. Итак, мы прибыли на центральную Советскую площадь города. Здесь, в окружении дорог, установлена стела «Город воинской славы». У Вязьмы весьма богатая военная история, ведь она находится на линии между Европой, откуда так часто приходили завоеватели, и Москвой. Но звания Города воинской славы Вязьма получила одной из последних, а точнее в 1985 году.

Уже отсюда виден вождь народа, коему памятники есть в каждом городе. Иногда я подумываю сделать отдельный альбом с Лениным из различных городов, будет интересно.

В горку, через небольшой парк, мы подходим к площади генерала Ефремова.

Главный Вяземский храм – Свято-Троицкий – остаётся от нас чуть вдалеке. Мы так и не посмотрели его достаточно хорошо, но это само по себе и не плохо, ведь, как я всегда говорю, можно вернуться.

Неподалеку отсюда стоит еще одна достопримечательность старой Вязьмы - Происхожденский собор или, как более правильно он называется, Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня.

Собор датируется серединой 18 века. Точной даты постройки не известно, однако в источниках мелькает 1762 год. Архитектор так же не известен. Известно лишь, что собор находился на месте Аркадьевского монастыря.

Рядом с Происхожденским собором установлен мемориал войны 1812 года. Памятник "Вождям и воинам, павшим на улицах Вязьмы в 1812 году" был заложен в год столетия со дня битвы - 1912.

Двуглавый орел с раскинутыми крыльями сидит на вершине горы. В клюве левой головы - истерзанное французское знамя, правая голова смотрит на запад. Именно туда бежал поверженный враг.

Несколько метров и мы ступили на площадь Ефремова. Видимо, выдающийся был человек, памятник-то уж точно впечатляет.

Существует история, что генерал Ефремов в 1941 году здесь вывел 40 тысяч солдат из окружения, а в 1942 погиб здесь.

Рядом с площадью генералу Ефремову на пересечении двух улиц - Космонавтов и Кронштадской - установлены весьма интересные часы - красивые, высокие. Если внимательно присмотреться, то сверху, на шпиле часов, можно заметить символ города - пушка с невероятной райской птичкой.

Сделав небольшой круг по городу, мы снова вернулись на Советскую площадь. Но на этом прогулка по городу ещё не закончена.

Шпиль Богородицкого храма, построенного в 1782 году, виден издалека. Именно к нему мы и отправились. Расположилась церковь на слиянии двух рек-Вязьмы и Бери. Ныне храм не действует, а музей ещё закрыт. Так что во внутрь попасть было невозможно. Но и увиденное впечатлило.

Рядом с храмом, ныне музеем, небольшой сквер с лавочками. Сразу же привлекает внимание необычный памятник "Сердце матери".

Обходим Церковь-музей по периметру - красив, но состояние уже плачевное, давно не занимались им реставраторы. Краска осыпается, того и глядишь трещины вылезут на стены.

Позади храма на берегу уже почти заросшей реки, обустроена красивая набережная. Обустроена для молодоженов - ведь только им может понадобиться столько железных деревьев для ритуального прикрепления замка.

Закончив прогулку по центру города мы решили посмотреть и отдаленные точки. Ведь есть на окраинах города и исторически значимые памятники, и красивые храмы, и интересные аркт-объекты.

Маршрут нашей поездки по городу мы заранее не обдумывали, я лишь подготовила список отдаленных достопримечательностей. Они не являлись основными - ведь если бы обладали меньшим количеством времени - то заехать ни них и познакомиться с каждой не представлялось бы возможным. К счастью, время было предостаточно, и мы отправились к первой точке на карте достопримечательностей.

Церковь Рождества Христова, была построена в 1763 году у старой Смоленской дороги на высоком холму. Сейчас же и холма нет, да и пейзажи вокруг не столь радужные, как несколько сот лет назад. Одна только заправка Роснефти чего стоит. Ярким наружным убранством церковь не обладает - скромная, серая, неухоженная. У меня сложилось впечатление, что церковь заброшена. Хотя вроде и окна новые. В сети нашла сведения о том, что храм восстанавливали, но вовсе не для того, чтобы проводить там службы. Интересно, для чего же еще?

Приехать в Вязьму и не увидеть памятник главному жителю - актеру Папанову - было бы не простительно. Поэтому мы направили своего коня к улице 25 лет Октября. В начале улицы на холме стоит Преображенская церковь. Небольшая, довольно скромная церковь была возведена в 1736 году, ее стены помнят многих известных правителей.

Вдоль улицы раскинулся зеленый парковый островок. Улицей Парижской коммуны он разделен на две части. В первой расположился бюст Карла Маркса.

Вторая часть парка имеет название "Нахимовский". Именно в честь адмирала Нахимова получил свое название этот парк.

В конце парка установлен бюст адмиралу.

Сквер можно считать хорошим местом для отдыха горожан и гостей. Здесь, среди вековых деревьев пролегли ровные дорожки, установлены скамейки. А посередине сквера играет на солнышке разноцветными каплями небольшой фонтан.

Ну а мы идем к своей цели - памятнику актеру Папанову. Я ожидала увидеть здесь много людей, как в других городах. Но на площади было пустынно. Видимо мы приехали в слишком раннее время. Тем лучше.

К автомобилю возвращались через частный сектор. Здесь среди небольших домиков и зеленой листвы уже издалека привлекала наше внимание красивая белая Введенская церковь. Церковь является одной из старейших на территории Вязьмы. Построена она была в 1748 - 1749 году на месте двух деревянных. В 1762 году к церкви была пристроена колокольня. В 1862 году к церкви был пристроен каменный придел в два этажа.

На сегодняшний день Введенская церковь является действующей.

Напротив Введенской церки стоит, казалось бы, совсем неприметный домик. Но неприметный с виду, он имеет огромную духовную историю. Ведь, согласно табличке, именно здесь в 1792 году родился святой преподобный Макарий, причисленный в 1983 году к лику святых.

Красивые частные дома, утопающие в зелени, цветы, растущие в клумбах, - так выглядела наша дорога до автомобиля. Пустынно и тихо и только лишь пушистые обитатели покидали свои дома, для того, чтобы понежиться на солнышке.

Еще в далеком 2012, когда мы были в Вязьме в первый раз я наслышалась о знаменитом Вяземском прянике. В поисках его мы и отправились дальше. Пряники были обнаружены в магазине при местном заводе, по адресу: ул 25 лет Октября, дом 32. Пока Витя отправился на поиски магазина, я с удовольствием познакомилась с еще одной местной достопримечательностью - самолетом Светланы Савицкой. Очень интересно, на мой взгляд, автор изобразил мертвую петлю, которую знаменитая летчица выполняла на своем летательной судне.

Наиболее отдаленной точкой оказалось Екатерининское кладбище с одноименной церковью. Я почти всегда вычеркиваю из списков кладбища, исключением являются лишь очень древние захоронения, либо кладбища с уникальными церквями. Здесь был второй вариант. Как только я увидела изображение Екатерининской церкви в интернете, то сразу решила, что непременно хочу увидеть ее лично.

Екатерининская церковь была построена в 1776 году и являлась поистине украшением этого места. Сейчас церковь находится в запустении и постепенно разрушается временем. На реставрацию нет средств, а значит, что мы можем рано или поздно потерять еще один памятник великолепного зодчества.

Неподалеку от Екатерининского кладбища находится Иоанно-Предтеченский монастырь. Здесь полная противоположность - все чисто, ухоженно. Настоящей жемчужиной монастыря является белая трехшатровая церковь Одигитрии.

Перед выездом из старинного города Вязьмы, пропитанного историей - гражданской, военной и православной, мы заехали к последнему древнему собору города - Петропавловскому собору.

Собор Петра и Павла был построен в 1805 году. Когда-то красивый и величественный собор, теперь стоит в запустении и привлекает разве что только путешественников, любителей старинной архитектуры.

Приятное ощущение оставил после себя этот небольшой уютный город. Немного грустно от того, что город постепенно теряет историческую архитектуру - разрушаются древние храмы, зарастают травой. Но тем не менее город красив для путешественников, интересен своей историей.