Среди таинственных лесов Мещеры на речке Гусь расположился удивительный городок с хрустальным названием. Да-да, речь идет о Гусь-Хрустальном.


Город этот основан в середине 18 века и какой-либо удивительной истории не имеет, как впрочем не имеет и выраженной купеческой застройки. Ансамбль города сложился во времена становления здесь гусевской хрустальной мануфактуры и все и вся здесь было сделано для рабочих завода.

Тем не менее в городе сложился и сохранился ряд достопримечательностей. 

Одной из таких достопримечательностей города стал Георгиевский собор. Сегодня в его стенах располагается музей хрусталя.

Храм был заложен при Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцеве в 19 веке и является одним из лучших творений архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В этом соборе гармонично смешались разнообразные стили, что так модно было в архитектуре на рубеже 19-20 веков.

На красных кирпичных стенах собора ярко выделяются белоснежные оконные наличники, ажурные карнизы и нарядные изразцы.

Над входным крыльцом расположено мозаичное изображение Георгия Победоносца.

Тянем на себя тяжелые двери и оказываемся в прохладе, царящей в этих каменных стенах. 

На входе в кассе приобретаем билетики на посещение и фотосъемку. На сегодня мы первые посетители. Можно не торопиться в основной зал и рассмотреть сверкающие хрустальные сувениры в витринах, расположенных вдоль стен.

Но вот перед нами распахивают еще одни двери, и дух захватывает от такого количества волшебного стекла.

Но не только хрусталем богат Георгиевский собор. Прежде всего стоит осмотреться, ведь некогда этот храм был одним из выдающихся соборов. Даже сейчас, несмотря на большие потери росписей и икон, интерьер Георгиевского собора впечатляет.

По эскизам В.М. Васнецова в алтарную часть собора было изготовлено мозаичное полотно  "О тебе радуется, Благодатная…".

От неминуемой гибели в советское время чудесное полотно спасло лишь то, что кто-то посчитал быстрее и дешевле закрасить его побелкой, нежели отдирать от стены.

Нам несказанно повезло, ведь в дни нашего посещения в музее проходила выставка эскизов Васнецова к мозаике "О тебе радуется, благодатная". На эскизах изображены Серафимы. Эскизы выполнены в размер оригинала и впечатляют своими размерам - в высоту они более 3 метров.

На западной стене собора есть еще одно произведение великого художника - огромное полотно "Страшного суда".

Ходя по собору, следует обратить внимание и под ноги - до наших дней в отличном состоянии сохранилась метлахская плитка из Германии.

Музей хрусталя в стенах Георгиевского собора  был основан  в 1983 году. В коллекции музея около 2000 экспонатов. Графины, фужеры, вазы и другие изделия - все это продукция хрустального завода "Гусь-Хрустальный", выпускаемая с 18 века.

Кроме стандартной продукции здесь можно познакомиться и с уникальными авторскими работами.

Вся выставка поделена на периоды, в каждом из которых "в моде" был свой, особенный вид стекла.

Начинаем осмотр с 60-х годов прошлого столетия. Цветные вазы и бокалы изготавливались в то время из так называемого "глушеного стекла". Это временная экспозиция в музее, так что нам повезло, что мы попали в музей именного сегодня.

Вообще история стекла насчитывает не одну сотню и даже тысячу лет. В России заводы появились только в 17 веке, но тогда они принадлежали государству и обеспечивали потребности только царского двора и знати. В обычных домах стеклянной посуды не было и в помине.

Но уже с 18 века помимо государственных стекольных заводов появляются частные. Одним из самых известных стекольных заводов стал завод Василия Мальцова под Можайском

В 1756 году вышел царский указ, запрещающий расположение стекольных и железных заводов близ столицы, ведь из-за этого возник риск почти полного уничтожения ближайших лесов.

Тогда стекольная мануфактура Василия Мальцова вместе с оборудованием и рабочими была переведена на побережье речки Гусь, что во Владимирской губернии.

Так было положено начало истории известнейшего хрустального завода.

Ну а мы продолжаем осмотр хрустального царства. В первых витринах представлены изделия 17-18 века. Им уже не одна сотня лет, а грани сверкают так, будто их только что отшлифовали в стенах завода.

Гравировка, гранение, золочение, алмазная грань, роспись золотом - невероятное количество техник на одной витрине.

Чуть дальше расположен цветной хрусталь 19 века.

Особенно интересна вот эта рюмка в стиле с вычурным названием "Шинуазри" и стакан. На обоих экспонатах роспись золотом и серебром.

Невероятные по красоте приборы для крюшона, 19 век.

19 век плавно сменяет век двадцатый. Бокалы и стаканы с инициалами и портретами и гербами.

В конце 19 века технические возможности обработки изделия значительно расширились. В этом столетии на смену блестящим алмазным граням пришло цветное стекло. Цветовая гамма производимых изделий значительно расширилась. Особой популярностью пользовались изделия из стекла, имитирующего ювелирные камни: малахит, бирюзу, яшму.

На рубеже 19-20 веков стекольный завод в Гусь-Хрустальном по разнообразию методов и приемов обработки стекла не знал себе равных. Изделия местных мастеров завоевывали престижные награды на разнообразных мировых выставках.

20 век отметился на стеклянных изделиях портретами известных людей, значимых событий и узнаваемых мест. Вот, например, здесь изображены великие русские драматурги.

А вот эта ваза была посвящена 100-летию со дня смерти Н.В.Гоголя.

В 1970 х годах в стенах Мальцовского хрустального завода начали выпуск высокохудожественных изделий, таких как композиция "Прогулка" мастера Корнеевой А.В. А уже к концу 20 века продукция Гусевского хрустального завода была признана во всем мире.

В центре зала на большой витрине выставлены авторские работы мастеров Гусевского хрустального завода.

Каждое произведение имеет свое название. Так, вот это нечто, похожее на двух пингвинов, - работа мастера Ольги Козловой, композиция называется "Несси".

Луиза Матосян и ее произведения "Последнее танго" и скульптурная композиция "Музыкальный этюд: саксофон".

А.С.Курилов изобразил в хрустальном шаре футбольный приз "Юниоры 85".

Все произведения по-своему прекрасны, каждое хочется рассматривать и фантазировать на тему "что же это такое, что автор хотел сказать своим произведением?".

 

Самая большая композиция расположена в алтарной части собора и носит название  "Гимн стеклу".

По обеим сторонам от нее воссозданы интерьеры: с одной стороны гостиная начала 20 века века, с другой - столовая середины 19-го.

Сегодня прославившийся на весь мир Гусевский хрустальный завод закрыт. Произошло это в 2012 году из-за долгов. Но год спустя производство снова возобновили, правда от всего завода остался только один цех, производящий неимоверно дорогую продукцию из хрусталя ручной работы.

Несмотря на это, коллекция музея Гусевского Хрустального завода не перестает пополняться уникальными авторскими работами, в которых они отражают всю красоту родного Мещерского края.

  Полезная информация

 Адрес: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а

 Телефон: +7 (49241) 2-19-30

 Летний график работы (с 1 июня по 31 августа):

  • вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 17:00
  • понедельник - выходной
  • каждый третий вторник месяца - санитарный день

© Сайт "По России на авто" https://bycarinrussia.ru. Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.

Добавить комментарий