В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря в Рождественском соборе находятся уникальные росписи, созданные почти 6 столетий назад Московским художником Дионисием.
В Ферапонтово Дионисий приехал уже будучи известным мастером. Но именно здесь он создал свое самое выдающееся творение, дошедшее до наших дней.
Фрески Дионисия - это ни с чем несравнимое искусство.
Дионисий был и есть один из самых известных иконописцев 16 века. И чтобы увидеть его самое лучшее творение не нужно ехать за тысячи километров.
Перед экскурсией в собор вас проводят в "кинозал", где вы увидите небольшую историю, посвященную Дионисию, выдадут брошюру, чтобы вы могли рассматривать фрески и тут же узнавать, что на них изображено.
Музей открыт только в теплое время года, да и то, если снаружи нет сильной влажности.
Чтобы сохранить уникальную роспись, в зале создали специальный температурный режим.
Стена у входа в собор так же расписана Дионисием. Вообще есть еще одна внешняя фреска его кисти. Находится она над гробницей святого Мартиниана. Но к ней мы не подходили.
Фресками покрыто 600 квадратных метров стен собора. Удивительно, но такой большой объем работ был выполнен чуть больше чем за месяц - на работу ушло всего 34 дня. Стоит обратить внимание на арку северного входа собора. Здесь есть надпись, сообщающая нам о времени создания росписей.
Мягкие нежные тона - вот отличительная черта стиля Дионисия. Здесь нет ярких цветов, все такое воздушное и изящное. Удлиненные силуэты подчеркивают невесомость фигур.
В куполе собора традиционное изображение "Господь Вседержитель со святыми".
Да и вся остальная схема росписей весьма традиционна:
в алтарных апсидах Иоанн Предтеча, Богоматерь с младенцем и Николай Чудотворец.
…внизу над орнаментами - семь Вселенских соборов.
На западной стене собора изображена сцена Страшного суда.
Красным пятном на стене выделяется сцена, изображающая огненную гиену. На двухголовом чудовище в окружении нераскаявшихся грешных душ восседает сатана с душой Иуды на коленях.
Где есть ад, там и рай. Один из сюжетов изображает Богоматерь в Раю.
… на столпах - воины-мученики и святители.
(Слева - Великомученик Феодор Тирон, справа - Великомученик Димитрий Солунский)
(Слева - Великомученик Феодор Стратилат, справа - Великомученик Георгий)
И снова здесь заметна та самая отличительная особенность росписей Дионисия - вытянутые, легкие, словно парящие силуэты.
По низу проходит ряд медальонов. Всего их здесь 51. И, кажется, они не повторяются.
Весьма необычно Дионисий изобразил на стенах храма "Акафист Богородице". Сюжеты 25 песен расположились третьим ярусом по всему периметру стен храма.
Как говорится на сайте самого музея: "Дионисий создал одно из самых совершенных воплощений акафиста в живописи. Художник наполнил весь храм сценами песнопений. Они "звучат" и по стенам, и в центре храма на столбах, и на сводах в северных и южных углах собора."
Всего росписи насчитывают почти 300 сюжетов.
Вот один из сюжетов. Носит название "Видение Евлогия".
Это рассказ о блаженном Евлогии, который во время пасхальной службы увидел ангелов, раздающих инокам дары, соответствующие их благочестию и духовным трудам.
Еще один сюжет - Покров Богоматери - изображает чудесное явление Богоматери во Влахернской церкви Константинополя в середине X в. Богоматерь сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов.
Стоит обратить внимание и на дверь, прикрывающую вход в помещение. Выглядит довольно старой. А что если это та самая дверь, которая прикрывала вход еще много веков назад?
Примечательно то, что за свою 500-летнюю историю фрески практически не обновлялись. И это невероятно, что они сохранились до наших дней.