Вавилон. Каменный лабиринт на берегу Белого моря

Дата поездки: 03.08.2018

Построенный еще на заре человечества, около двух тысяч лет до нашей эры, Кандалакшский лабиринт "Вавилон" - пожалуй, одна из самых ярких достопримечательностей Мурманской области.

Расположившийся в трех километрах от трассы "Кандалакша-Умба", на выступающем в Белое море мысе, древний лабиринт надежно спрятался от человеческих глаз, от толп туристов. Только тот, кому действительно интересно увидеть, прикоснуться к древности, задуматься о назначении причудливых узоров из камней, приходит сюда.

О лабиринте я узнала случайно и сразу же загорелась побывать в этом месте.

Утро в Кандалакше встретило нас дробью дождевых капель по подоконнику, надежда на посещение уникального места таяла на глазах. Ведь добираться следовало по лесу, а лес в дождь - это и грязь и вода.

Но мой спутник сказал: "Идем", и мы выдвинулись в путь.

По навигатору нашли место съезда с трассы на большую парковку. Вот уж действительно позаботились об автопутешественниках. От парковки вниз с холма уходит широкая грунтовая дорога. Есть смельчаки, которые продолжают свое движение вниз на автомобилях, мы не рискнули, мало ли что там на пути, да и после дождя совсем не было желания выталкивать автомобиль из грязи.

Пошли пешком. Спуск крутой, уже на первых метрах дороги я поняла, что обратно лезть будет ой как не просто!

Извилистая дорога уводила все дальше и дальше вниз. По склонам после дождя текли самые настоящие ручьи, что приходилось стараться, дабы не замочить ноги. Вскоре (хотя не так и мало прошло времени и расстояния) мы вышли на развилку - дорога уходила и влево и вправо. По карте я знала в какую сторону идти и мы повернули направо. По пути вышли к берегу Белого моря, но до лабиринта было еще далеко.

Ближе к цели стали появляться указатели, информационные таблички - все говорило о том, что мы идем в правильном направлении.

Но вот широкая грунтовая дорога закончилась, пройдя очередной спуск по мягкому и глубокому песку, мы уткнулись в узкую лесную тропу. Сбереженные и не вымоченные ранее ноги тут же намокли от травы. Комары стали нападать вдвое яростнее. Кстати, о комарах - их здесь ну очень много! Вылитые на кожу репелленты если и помогали, то буквально на пару минут, после чего комары еще активнее нападали на открытые участки тела.

Зато сколько здесь черники - целые поля, куда ни глянь!

По пути встретили два мостика, перекинутые через небольшие ручейки.

И вот, наконец-то, вышли на песчаный берег Белого моря. Дальше указателей не было, но я помнила, что лабиринт находился на выступающем в море полуострове. Полуостров здесь просматривался отчетливо, туда-то мы и направились.

Еще по дороге к лабиринту на песке заприметили следы человека и собаки, было удивительно, что кто-то еще в такую рань после дождя пойдет любоваться историей. Однако на берегу мы все же встретили мужчину, но, судя по всему, лабиринт ему был неинтересен - занимался он какими-то своими делами.

Перейдя по камням еще один небольшой ручей, по тропе мы отправились к лабиринту.

"Вавилон" - так назвали его поморы, что означает "извилистый", "волнистый". Так оно и есть: выложенный некрупными камнями лабиринт мне напомнил по форме крендель, что мы везли из Выборга. Для чего древние люди строили лабиринты до сих пор неизвестно. Существует множество версий: одни считают, что он служил ловушкой для ловли рыбы, другие, что дверями в другие миры, третья версия строилась на древних обрядах.

Лабиринту более 4000 лет. Хотя мой спутник в это не верит, считает, что выложили уже недавно и привлекают этим туристов. Вопрос спорный. С одной стороны, за 4000 лет камни должны были не просто врасти в землю, а полностью исчезнуть под культурным слоем. Ведь даже стены крепостей уходят в землю на метры, теряя свою высоту. С другой стороны, может близость моря или какие-то неведомые силы не дают исчезнуть лабиринту? Остановились на том, что ежели и был здесь лабиринт построенный в 2 веке до нашей эры, то камни, лежащие сейчас на этом месте могут быть вполне заново положенными - так сказать, кто-то поддерживает лабиринт в нужном состоянии (ведь иначе и туристы бы растащили).

Пройдя дальше, увидели на небольшом холмике груду камней, табличку. Думали было, что еще одно знаковое языческое место, но нет. Оказалось, что лет около 30 назад здесь под водой погиб местный житель, вот и поставили здесь памятный столб.

Еще дальше расположен небольшой лесистый островок, в полный отлив можно пройти к нему по камням. Мы же были уже поздновато, вода была, поэтому пришлось любоваться островом издали. Зато чаек на мелководье пруд-пруди!

Природа вокруг сказочная, под ногами этакая смесь из камней, песка, ракушек и водорослей. Мой спутник первый раз видел водоросли - это было его первое море!

На одном из крупных камней нашли интересный знак. Интересно, кто же из современников так постарался для гостей побережья!?

Ноги вымокли напрочь, но тут, на побережье Белого моря я перестала это замечать. Море, северное море успокаивает и как будто все насущные проблемы уходят куда-то далеко-далеко. И остается только оно - море.

Обратно мы добирались той же тропой. Как я и предполагала, подъем был тяжелее спуска, но три километра дороги преодолено и остается бросить последний взгляд на побережье Белого моря, где внизу, спрятанный под кронами старых деревьев бережет свою тайну древний лабиринт.

Как найти лабиринт

Лабиринт "Вавилон" расположен на полуострове, выдающемся в Белое море, в 2 км от берега. На автомобиле по дороге "Кандалакша - Умба" около трех километров от города с правой стороны будет отворот. Здесь оборудована большая парковка. Для внедорожников есть возможность проехать чуть дальше - дорога широкая, грунтовая, неровная. Через 1,7 км пути будет развилка. На лабиринт вправо и вниз. Далее все время нужно следовать дороге, пока та не перейдет в лесную тропу. По тропе через два деревянных мостика вы попадете на побережье, где отчетливо увидите нужный полуостров. Тропа ведет до лабиринта. Общий маршрут от трассы составит около 3 км.